«Профилактика ортопедических нарушений детей дошкольного возраста»


 «Профилактика ортопедических нарушений детей дошкольного возраста»

    С точки зрения биомеханики, стопа имеет функционально целесообразное анатомическое строение и выполняет ряд важных функций: опорную, рессорную (амортизационную), двигательную, балансировочную. Уплощение свода стоп влияет на положение таза и позвоночника, поэтому плоскостопие, как правило, сопровождается развитием различных типов нарушения осанки. Плоскостопие – деформация стопы, проявляющаяся в снижении ее продольного или поперечного свода. В большинстве случаев эта деформация стопы является приобретенной, так как врожденная плоская стопа является следствием нарушения развития плода и встречается редко. Факторами развития плоскостопия являются избыточный вес, наследственно-конституционная предрасположенность, слабость мышечно-связачного аппарата стоп, дисбаланс мышц голени, неправильно подобранная обувь и др.
     В начальной стадии заболевания дети жалуются только  на усталость в ногах, повышенную утомляемость после продолжительной ходьбы или статической нагрузки. Затем боль усиливается, появляется деформация стоп, удобную обувь становиться подобрать все труднее, сильнее стаптывается внутренняя часть каблука стопы, на которую приходиться большая нагрузка, стопы отекают.
     Наиболее тяжелым видом плоскостопия является плосковальгусная деформация, при которой опора происходит на внутренний свод с отведением переднего отдела стопы. При плосковагульсной стопе отклоняется пятка и передний отдел стоп кнаружи в виде буквы «Х», появляется болевые точки:
На подошве, в центре внутреннего продольного свода;
На тыльной поверхности стопы;
Под лодыжками;
В мышцах голени, вследствие их перегрузки;
В коленном и тазобедренном суставах, что связано с нарушением нормальной биомеханики статики и динамики;
В области поясницы.
    В целях профилактики плоскостопия необходимо выполнение комплекса мероприятий.
     Во – первых, важно предохранять от хронических, часто и длительно протекающих заболеваний, которые приводят к постельному режиму, а значит, и к ослаблению мышц туловища и конечностей, в том числе стоп. Необходимо обеспечить гармоничное физическое развитие ребенка с правильно организованным режимом и максимальным использованием факторов внешней среды (например, ходьба босиком по неровному грунту, закаливание стоп).
     Во – вторых, нужно уделить достаточное внимание воспитанию биомеханически  рационального навыка ходьбы (правильное распределение площади опоры и центра тяжести).
     В – третьих, обувь должна отвечать гигиеническим требованиям:
          Обеспечивать теплоизоляцию и вентиляцию;
Обладать эластичностью и не нарушать правильного передвижения;
Быть достаточно прочной, жесткой и устойчивой;
Соответствовать длине и ширине стопы, иметь хорошую прокладку и достаточное пространство для пальцев; вредно носить как тесную, так и чересчур просторную обувь, которую иногда покупают детям «на вырост», что вызывает потертости и портит походку.
     Для правильного функционирования сумачно - связочного аппарата стоп важно:
Не носить мягкую обувь, например валенки, чешки, мягкие сандалии без задника, а так же обувь с низким носком; обувь без каблука не годиться, поскольку центр тяжести тела перемещается вперед, основная нагрузка падает на передний отдел стопы, мышц и связки перенапрягаются;
Не носить обувь на босую ногу, оберегать стопы от механических воздействий.
     В – четвёртых  необходимо обращать внимание на гигиену стоп, особенно у детей с повышенной потливостью ног. Колготки и носки должны быть из натуральных тканей (шерсти, хлопка), либо с максимальным вложением натуральных волокон; быть гигроскопичными и соответствовать размеру стопы. Подстригать ногти на ногах следует по прямой линии, чтобы давление стенок обуви на края, овально остриженных ногтей не вело к их врастанию.
    Но иногда одной лишь рациональной обуви для коррекции плоскостопия недостаточно. Тогда назначаются супинаторы или ортопедическая обувь. Они облегчают ходьбу, берут на себя часть нагрузки, но пользоваться ими постоянно не рекомендуется, супинаторы используются в период длительного пребывания на ногах, во время прогулок, экскурсий и др. ортопедическая обувь не исправляет деформацию, а улучшает статику ребенка и предотвращает возникновение неправильного фиксированного положения стопы.
     Главное в профилактике плоскостопия – хорошо организованный двигательный режим с обязательной ежедневной утренней гимнастикой и закаливанием.
     В домашних условиях можно периодически проводить курс профилактики в виде контрастных ножных ванн в течении двух недель. Для этого используют две емкости с горячей (40-450 С) и холодной (20-220 С) водой. Попеременно погружая на 10 секунд то в горячую, то в холодную воду в течение 10-15 минут, мы тренируем мышцы и сосуды нижних конечностей.
     Особенно важно систематически выполнять специальные гимнастические упражнения для формирования сводов стоп.
УПРАЖНЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ
ПРОДОЛЬНОГО И ПОПЕРЕЧНОГО ПЛОСКОСТОПИЯ
В РАЗЛИЧНЫХ ИСХОДНЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ
Упражнения в ходьбе
·        Ходьба на носках
·        Ходьба на наружном своде
·        Ходьба «гусиным шагом»
·        Ходьба на носках в полу приседе
·        Ходьба с поворотом стоп, пятками наружу, носками внутрь
·        Ходьба на носках с высоким подниманием бедер
·        Ходьба скользящим шагом со сгибанием пальцев
·        Ходьба по ребристой доске
·        Ходьба по гимнастической палке вдоль и поперек
·        Ходьба по наклонной плоскости на носках
·        Ходьба скрестным шагом на наружном крае стопы
·        Танцевальные шаги на носки
Упражнения в исходном положении стоя
·        Приподнимание на носках вместе и попеременно
·        Перекат с пятки на носках и обратно
·        Полу присед и присед на носках
·        Полу присед и присед, пятки врозь, носки вместе
·        Поднимание пяток, без отрыва от пола пальцев ног
·        Присед, стоя на гимнастической палке
Упражнения и игры для профилактики плоскостопия
С большим мячом
1.     «Мюнхгаузен на луне». Ходить, зажав мяч в коленях ног.
2.     Играйте мячом ногами». И.п. сидя на полу, напротив друг друга. Бросить мяч друг другу, зажав его стопами.
3.     «Пингвин с мячом». Прыжки с набивным мячом, зажатым в стопах ног.
4.     «Футбол в ворота». Ведение мяча ногой в прямом направлении и затем попадание в ворота.
5.     «Футбол в парах». Передача мяча ногой друг другу, остановка только стопой ноги»
6.     «Играй, играй, мяч не теряй». И.п. сидя ноги врозь, мяч лежит у носка  правой ноги с внутренней стороны. Движением носка одной стопы перекатить мяч к другой стопе и наоборот.
Комплекс загадок.
При выполнении каждого упражнения воспитатель загадывает детям загадки, а они должны «нарисовать» то, что загадано, движениями правой, затем левой стопы. 
Загадки, а также последовательность упражнений желательно варьировать через каждое одно – два занятия, чтобы стимулировать мыслительные процессы у детей.
1.     «Месяц». За домами у дорожки висит пол – лепёшки.
И.п. – сидя, ноги врозь, руки в упоре сзади.
Несколько раз нарисовать полукруг правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.
2.     «Солнце». В дверь, в окно стучать не будет, а взойдёт и всех разбудит.
И.п. – то же. Несколько раз нарисовать круг и отходящие от него лучи правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.
     3. «Туча». По небу ходила, солнышко закрыла. Только солнце спряталось               – и она расплакалась. И.п. то же.  Несколько раз нарисовать очертания тучи правой, левой стопой и двумя стопами одновремённо.
     4. «Дождь». Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадает. И никуда я не иду, покуда он идёт. И. п. – сидя, согнутые ноги врозь, стопы параллельно, руки в упоре сзади. Постукивать о пол одной ноги, другой, затем  носками обеих ног одновременно («дождь барабанит по стёклам»), оставляя пятки плотно прижатым к полу. То же, только постукивать пятками, а носки плотно прижаты к полу.
     5. «Радуга». Крашеное коромысло над рекой повисло.
     И. п. – сидя, ноги врозь, руки в упоре сзади. Несколько раз нарисовать радугу правой и левой стопой и двумя стопами одновремённо.
Плоскостопие трудно  излечить. Однако без специальных упражнений и без стелек жить с плоскими стопами будет непросто. Советуйте родителям, помогите детям, и тогда болезнь будет напоминать себе только в амбулаторной карте.

Литература: Профилактика плоскостопие и нарушение осанки ДО. Из опыта работы. Автор - составитель О. Н. Моргунова. Воронеж 2009 г.- 109 с.
  


Комментариев нет:

Отправить комментарий